Блог Вместе медиа
 
22
Ноя

Участники «Вместе Медиа» о профессии: «Журналист должен выходить из зоны комфорта»

%d0%b6%d1%83%d1%80-678x381

В минувшие выходные резиденция креативных индустрий «Штаб» в Казани принимала гостей – участников фестиваля “Вместе медиа. Приволжье”. Корреспондент DragonNews пообщался с журналистами и медиа-менеджерами о пережитых кризисах, искоренении канцелярита и о том, как написать сказку за одну ночь.

e1479715878411

Оксана Ачкасова

 

Оксана Ачкасова, руководитель мультимедийного холдинга, основатель детского журнала «Егоза»:

Журналисты сложные люди: ими не нужно управлять, их нужно заинтересовать. Я всю жизнь исхожу из того, что журналист будет работать, если ему будет интересно. Моя задача – создать хорошие условия и поддерживать команду, которая, безусловно, важна, потому что редко журналист может работать один. Наверное, ещё важно понимать саму суть профессии, связанную с языком, литературой, творчеством. Мне повезло – я сама иногда пишу, поэтому проблем не так много.

У меня есть детский журнал, в который я пишу сказки, страшилки, рассказы. Кстати, «Егоза» – мой самый большой успех в журналистике. Мне хотелось сделать для современных детей советскую «Мурзилку». Для окружающих эта идея была немного нереальной – меня все отговаривали, спрашивали, где я возьму деньги. Но прорываясь сквозь тернии, я сделала самое лучшее в своей жизни. И писать я начала тоже вместе с ним: однажды мне нужно было срочно сдать номер, а у меня не было ни одной полосы со сказками. Я не понимала, что делать, поэтому начала лихорадочно читать в интернете какие-то базовые основы написания сказок и за ночь ее придумала. В итоге я увлеклась этим и начала работать в своём журнале не только как управленец, но и как автор.

Иван Галунов

Иван Галунов

Иван Галунов, специальный корреспондент Meduza.io:

Я когда пишу текст для издания, у меня сразу срабатывает какой-то ступор. Изложить историю в Facebook или LiveJournal я могу за двадцать-пятнадцать минут, а если я понимаю, что пишу заметку в газету, то я начинаю всё перепроверять, думать, где сделать серьёзнее. Я считаю, что большинство молодых ребят, когда им дают какое-то задание, думают так же. Они садятся за материал, а внутренний голос им говорит: «Так. Ты делаешь очень официальное задание. В газете нужно писать очень серьёзным и увесистым языком». Отсюда канцелярский язык.

На самом деле, если ты будешь подходить к материалу так же, как к написанию поста в социальной сети,  тогда проблема канцелярита решается. Я всегда даю этот совет своим студентам в Российской академии госслужбы, где это большая проблема. Доходит иногда до того, что контактные зоопарки называют каким-то очень официальным языком.

Джастин Варилек

Джастин Варилек

Джастин Варилек, основатель и руководитель Hackpack.press:

Профессиональные кризисы  бывают у всех. Причём это выражается абсолютно по-разному: иногда это отсутствие работы, иногда просто нежелание что-либо делать, а бывают, конечно, и временные разочарования в профессии. У меня, например, сразу после университета была череда неудач. Во-первых, это было время после экономического кризиса, и как я не искал работу – не было ничего достойного. У меня возникло ощущение, что я бьюсь головой об стену  и никак не могу её сломать. И с каждым ударом я думал: «Вот, это то, что мне нужно. Сейчас всё случится»,  но обычно мне отказывали. Но я не сдавался. Снова бился. Снова не получилось. Потом я понял, что нужно разобраться, чего я хочу и что умею, а чему ещё нужно научиться. Иногда приходиться снижать планку, как это произошло со мной – через десять месяцев поиска меня взяли на работу… бесплатную. Но параллельно с этой бесплатной работой я учился чему-то новому, а там меня взяли на оплачиваемую должность.

Станислав Кучер

Станислав Кучер

Станислав Кучер, ведущий радио «Коммерсантъ FM» и «Авторадио», журналист журнала «Сноб»:

Я считаю, что журналистика – ремесло, а не искусство. И тут возникает вопрос, что заставляет профессионала с азартом заниматься своей работой? Наверное, дело в призвании. В моём понимании – это послание пространства или Бога, которое независимо от твоего желания заставляет любить тебя свою профессию. Безусловно, журналистика является сочетанием этого призвания и профессиональных, ремесленных навыков.

 

Анна Лапшина, шеф-редактор информационно-аналитического вещания «Эха Москвы» в Кирове:

Самый главный принцип журналиста – «Не навреди». Нужно всегда думать о своей аудитории, коллегах, источниках. С другой стороны, бывает, ты уверен в людях, в их информации, но так получается, что они в итоге тебе вредят. Например, у нас была однажды история, когда гость в студии выдал заведомо ложную информацию. Человек был «свой», проверенный, но он высказал предположение, из-за которого на редакцию подали в суд. И тут возникла дилемма: выносить это всё на публику или тихо разобраться. Я считаю, лучшее решение – посоветоваться с коллегами. В команде такие вопросы решаются правильнее всего.

Но нельзя отделять профессиональную этику от общечеловеческой морали. Не понимаю журналистов, которые в погоне за сенсацией, например, звонят в первые минуты какого-нибудь происшествия родственникам погибших, чтобы добиться слезливых комментариев. Хотя с точки зрения эфира и программного украшения, возможно, это хорошо. Но для меня такое будет всегда под запретом.

 

Илья Жегулёв, специальный корреспондент Meduza.io:

Для меня кризис в профессии – когда ты слишком засиживаешься в зоне комфорта. Когда всё слишком легко даётся,  начинаешь понимать, что ты бронзовеешь. Пропадает главное в журналисте – любопытство и любознательность. А решается всё это очень просто – нужно выходить из зоны комфорта, кидаться на новые вызовы. Попытаться поменять жанр, редакцию, сферу деятельности. Журналистика очень большая, в ней ещё много нерассказанного, поэтому не надо сидеть ровно на пятой точке.

Я обычно сталкиваюсь с тем, что не могу написать ни строчки, впадаю в ступор. Тогда я меняю деятельность, расслабляюсь и снова возвращаюсь к работе. Бывает, что всё повторяется, тогда просто прекращаю работать над материалом – значит не моё. У меня есть один сильный панический страх, что однажды разучусь писать, потому что нет никакой технологии написания текстов. Всегда нужно думать, размышлять над текстом, а это сложный творческий процесс.

Записал Салават Юсупов

Оригинал статьи тут: http://dragon-news.ru/archives/1653

Поделиться в соц. сетях