«У меня нет нужды что-то ломать через колено» – новый главред E1.ru Александр Ашбель о первых планах в руководстве редакцией

В конце ноября назначили нового главного редактора екатеринбургского городского портала E1.RU. Во главе редакции встал бывший замглавреда Е1. RU Александр Ашбель. Александр сменил на посту Артёма Беседина (экс-редактор «Таких дел», экс-издатель интернет-портала «Юга.ру») и официально начал работу на новой должности 5 декабря. Беседин обосновал свой уход «личными обстоятельствами» и не уточнял, в какое СМИ перейдёт после руководства главным екатеринбургским порталом.

 

Александр Ашбель работает в журналистике с 2011 года, а до прихода в Сеть городских порталов 10 лет руководил отделом интернет-продвижения телеканала ОТВ в Екатеринбурге. В E1.ru он пришёл в 2021 году – сразу на должность замглавреда, и был «правой рукой» Оксаны Маклаковой до её назначения руководителем MSK1.ru в столице.

 

Мы узнали, какие направления деятельности новый главред E1.ru считает приоритетными, и чем, по его мнению, сильна екатеринбургская редакция, стоящая в одном ряду с самыми авторитетными российскими интернет-медиа.

Фото: E1.ru

 

— Думали ли вы о том, что когда-то возглавите редакцию? Не всегда заместители главреда вырастают до позиции главного редактора.

 

— Я не предполагал, когда именно это произойдет, но это абсолютно логично, когда человек переходит с позиции заместителя на должность руководителя, если появляется такая вакансия. Я помогал главреду и делал многие вещи, которые он делегирует. Это своего рода обучение и подтягивание помощника на уровень принятия решений.

— Измените ли вы должностные обязанности своего заместителя с учетом опыта своей работы на этой позиции?

 

— Я не вижу смысла говорить заранее, что буду что-то корректировать: всё зависит от человека. Мы всегда смотрим, что за человек, и выслушиваем новые предложения с его стороны. Может быть, он отстроит работу по-другому – это всё-таки не исполнитель, а управленец. Если это будет человек со своим видением, он сам организует свою работу. И я буду не против, когда увижу, что все процессы под чётким контролем.

— Давайте вернемся на шаг назад: переходя из телевидения в интернет-медиа, с какими ключевыми отличиями вы столкнулись?

 

— На телевидении я занимался интернет-отделом. Мне нужно было представить телеканал в интернет-среде – на сайте и в соцсетях. Поэтому для меня адаптация была максимально простой, а телевизионный продакшн меня почти не касался. Очевидно, что совершенно по-разному работает подготовка контента. Если телевизионные новости выходят вечером, то корреспонденты весь день собирают информацию и выдают её в подборке новостей. Интернет-портал работает круглосуточно, и нет какого-то понимания, что есть отдельный и приуроченный к определенному времени выпуск новостей. Чем ближе редакция к интернет-медиа, тем более “короткое плечо” между производством и публикацией. Исходя из моего опыта работы в онлайне, телеканалу я в первую очередь принёс оперативность – до моего прихода сайт был “визиткой”, новости могли публиковаться и на следующий день. Я всё это упростил и сделал более оперативным. При этом у меня не было отдельной интернет-редакции, которая генерировала контент – я в большей степени, как многие мои коллеги, рерайтил и создавал вторичную ленту новостей.

— Что конкретно повлияло на ваш выбор пойти в Сеть городских порталов в 2021 году?

 

— Я уже долгие годы был поклонником E1, и мне было понятно, что это за медиа, как в нём работать. Меня не приглашали в Сеть – я сам увидел вакансию и вцепился в неё, прошёл стажировку. Это был мой сознательный выбор, шаг в сторону любимого СМИ.

— Многие коллеги по всей России едины в оценках, что E1 – одна из самых сильных редакций Сети городских порталов. Чем на самом деле сильна екатеринбургская редакция и в чем отличие от других порталов сети?

 

— Сравнивать нас с другими порталами, по крайней мере сейчас, я не считаю корректным, и могу констатировать только факты. У нас есть флагманы – тот же Новосибирск, Челябинск, Ростов-на-Дону, “Фонтанка” в Санкт-Петербурге, стремительно растущая московская редакция, и естественно, Екатеринбург. С нами по тому же трафику может соперничать, наверное, только “Фонтанка”. В день у нас сотни тысяч уникальных пользователей. Мы одно из самых первых СМИ в городе, а у того, кто заходит на рынок первым, всегда есть преимущество. Мы достаточно рано начали развиваться как СМИ, а не просто городской портал с объявлениями. У нас очень сильные традиции, переданные сильными главредами – многие практики, принятые во всей Сети городских порталов, первыми появились у нас. Это, например, наша любовь к онлайн-трансляциям, работа с горячими инфоповодами. Ещё один важный момент, без которого ничего бы не было – это то, что каждый приходящий в редакцию человек принимает нашу этику, постепенно её впитывает, и уже не воспринимает это как просто работу. У каждого из нас горят глаза, и мы не сидим по чёткому графику с 9 до 6 – всегда есть какой-то вызов, который мы бросаем сами себе. Даже если день выдаётся не слишком богатый на инфоповоды, мы сами ищем что-то новое и эксклюзивное.

Фото: Артём Устюжанин / E1.ru

 

— Теперь вы – главный редактор. По вашему мнению, насколько сильно влияние на редакционную политику издания человека, приходящего на должность главреда?

 

— Если главред приходит со стороны, не зная коллектив, при этом имея свои устоявшиеся взгляды на руководство командой – естественно, он может захотеть сильно поменять редакцию. Но приказной порядок вряд ли сработает эффективно, если редакция состоит из взрослых людей, и каждый из них имеет своё мнение.

 

Редактор, который “подрос” в коллективе, если брать мой пример, в большей степени имеет представление, как устроена работа, что стоит менять, а что – нет. Вполне вероятно, что изменения будут более плавными и отложенными. На позиции заместителя я уже многие вещи делал, которые продолжаю и сейчас. Но у меня нет нужды что-то или кого-то “ломать через колено”. Я могу коллегам помочь, показать им, чего они не видят. Я понимаю, как работает редакция, и чего от нас ждут как аудитория, так и учредители.

— Что вы, исходя из своего видения, хотите привнести в E1 уже на позиции главреда?

 

— Пока рано говорить, но из очевидных вещей – оперативность, работа с эксклюзивами, усиление команды (поиск новых авторов) и новые проекты. Это всё у нас и так есть, но всегда можно что-то улучшить. Кадровые перестановки, безусловно, ожидаются – я же сам освободил место своего заместителя. На первом установочном собрании я в первую очередь поднял вопросы координации редакции и дисциплины, потому что в редакции полтора десятка человек, и с каждым нужно взаимодействовать так, чтобы он работал эффективно. Все люди разные, каждому нужен свой подход.

 

На должности заместителя я в первую очередь работал с текстами – был ответственен за наши традиционные большие статьи, которые выходят утром. Сейчас на мне представительская и общая контролирующая работа, а значит, будут и редакционные процессы, и контакты с “внешним миром”, и общее развитие.

Ориентируетесь ли вы на другие порталы?

 

— Лучший конкурент – это ты сам. То, где мы были молодцы, а где мы можем что-то улучшить, нам в первую очередь показывает трафик. Это наш стимул и главный ориентир. Тем не менее, мы постоянно смотрим на самые разные издания, телеграм-каналы, практически все видимые медиа в нашем регионе – благо, СМИ в нем очень много. С редакторами других порталов Сети мы, безусловно, общаемся, обсуждаем свои успехи и ошибки. Кроме того, у нас есть редакционный директор, который в этом помогает – сам подмечает наши и чужие эксперименты, предлагает что-то новое.

 

Бывают СМИ, которые работают на учредителя – у них своё представление о прекрасном. Но нас в первую очередь кормит трафик.

Для коллег, которые будут читать это интервью: поделитесь, каким вы видите сейчас качественное региональное медиа?

 

— – E1.ru (смеётся – прим. ред.). На самом деле качественное СМИ – это медиа со своим взглядом на всё, что происходит вокруг. Это обязательно должна быть живая редакция без удалёнки или акцента на рерайт. Это эксклюзивы, постоянный поиск своих тем – такой “каток”, который ни на секунду не останавливается, и все в нём задействованы с максимальной отдачей. Ну и последнее – это должно быть СМИ, которое умеет зарабатывать деньги, чтобы как можно меньше зависеть от кого-то ещё.