«На нас буквально дождём льются вопросы, причём совершенно житейские» – Оксана Маклакова о работе редакции MSK1.ru после объявления частичной мобилизации
С февраля российские СМИ работают в особом нон-стоп режиме, а после объявления частичной мобилизации условия изменились ещё кардинальнее, чем прежде. Чтобы справиться с информационным и эмоциональным давлением, требуются дополнительные усилия от главных редакторов – начиная с перестройки организационных процессов, заканчивая психологической поддержкой сотрудников.
О новых механизмах работы редакции в непростое время мы попросили рассказать Оксану Маклакову, главного редактора городского портала MSK1.ru.
MSK1.ru — информационный портал о Москве, запущенный в марте 2022 года. Входит в Сеть городских порталов одной из крупнейших медиакомпаний в России Shkulev Media Holding. Редакция сетевого издания освещает актуальную в столице повестку и проблемы города.
– Как в быстро меняющемся информационном поле работает редакция?
– Автоматизировать редакционные процессы в такой ситуации практически невозможно. Основная сложность в том, что никогда нельзя прогнозировать и предугадать, когда будут объявлены новые обстоятельства и условия нашей жизни. Даже если об этом все говорили, и этого как будто все ожидали, это всё равно снова происходит как некий гром среди ясного неба, и все резко наваливаются на новую повестку.
Когда в нескольких регионах ввели разные режимы, наша редакция старалась работать по некому спонтанному алгоритму. Появляется сообщение, проходит заседание Совбеза, редакция первым делом прописывает новости по факту того, что было озвучено. Мы не тратим времени на обсуждение этого – работаем на оперативность подачи главных подробностей. Только после этого проводим внеплановую планерку – и это уже обязательно, в новом протоколе работы прописана организация редакционного собрания после каждого громкого заявления. Обязательно на такую планёрку приглашаются все люди «с мозгами» — юристы, внештатные авторы. Юрист обязателен – с ним мы пытаемся понять новые «правила игры», указы. Он же может подсказать, к кому за каким разъяснением идти. И на этой короткой 15-минутной планёрке в Zoom мы распределяем роли между журналистами: один делает, условно, разбор с экономистами, как это всё отразится на экономике страны, как будет работать бизнес, изменится ли что-то с логистикой; другой крутит эту тему в сторону социального блока; третий делает простое разъяснение ситуации. У всех ребят в нашей редакции есть какая-то специализация: кто-то больше общается с бизнесменами, кто-то больше с силовиками, юристами, адвокатами.
Мы стали ещё активнее использовать наш любимый формат, который появился на фоне быстро меняющейся повестки – «Пять главных вопросов о…». Он очень хорошо заходит нашей аудитории. Вопросы мы быстро собираем от пользователей в Telegram-канале MSK1 – это наша самая оперативная площадка. Закрепляем пост: «Объявлен такой-то режим, расскажите, что вас больше всего по этому поводу интересует». И на нас буквально дождём льются вопросы, причём совершенно житейские и приземлённые, но по-настоящему волнующие простого человека, в стиле «А смогу ли я поехать на дачу?». Так и рождаются охватные материалы: «Пять главных вопросов о режиме повышенной готовности», «Пять главных вопросов о военном положении», «Пять главных вопросов о территориальной обороне».
— Как работают сотрудники редакции – очно или на удалёнке?
– Наверное, процент оффлайновых и онлайновых сотрудников не поменялся. У меня есть несколько внештатников, которые физически не в Москве, но работают очень плотно, помогают отрабатывать SEO-запросы, постоянно меняющиеся вместе с повесткой. По большому счету, без разницы, где сидеть. Условно, в Zoom у меня обычно человек 5-6 людей на удалёнке, а остальные собираются в офисе. Но у нас и редакция небольшая – нас всего 11-12 человек.
Конечно, пандемия всех научила работать на удалёнке. И все же… я человек и редактор скорее олдскульной формации: мне кажется, очень важно, чтобы люди по возможности собирались вместе, смотрели друг к другу в глаза и распределяли роли, предлагали новые идеи в формате живой дискуссии оффлайн. Но возникла такая проблема: в первые дни из-за неразберихи с критериями по мобилизации были данные о том, что в московском метро всем подряд раздавали повестки – ребятам психологически страшновато было лишний раз ездить на общественном транспорте. Мы до прояснения требований договорились на уровне холдинга, что ребят мы из дома на работу и редакционные задания отправляли на корпоративном такси за счёт компании, чтобы минимизировать и реальные риски, и стресс, и тревожность.
Фото: Артём Устюжанин
— Какой сейчас горизонт планирования?
– Горизонт планирования – буквально полдня. У нас появились вечерние летучки (помимо утренних, которые были и раньше). Утром у тебя одна картина дня, и ты раскидываешь исходя из нее задачи и темы, а к вечеру она может уже кардинально поменяться. Вечерние планёрки – это, с одной стороны, проверка договоренностей, которые были записаны в блокнотик утром, и с другой стороны, новые какие-то актуальные вопросы и запросы на завтрашнее утро. Всё с колес.
— Закреплены ли сейчас чётко за редакторами специализации?
– Специализация сохраняется там, где это может стать бонусом к материалу или к скорости появления этого материала на сайте. Объявляется новый режим, и, условно, любой журналист может сделать разбор с юристом, но историю о том, как обстоятельства отразятся на бизнесе, на работе транспортной отрасли, на ритейле или рынке недвижимости, конечно, лучше делать журналистам, у которых есть какая-то специализация – это объясняется даже просто их личными контактами экспертов.
— Наблюдаете ли отток аудитории?
– Мы видим, что очень активно читают всё, что связано с специальной военной операцией и мобилизацией. Но отток читателей уже начался. Все рекордные показатели по трафику, когда он умножался в три-четыре раза, конечно, пропадают.
Нас это не пугает – всё естественно и закономерно. В любом случае, после каждого такого трафикового пика и спада острой повестки мы наблюдаем стабилизацию охватов, которые все равно стали значительно выше, чем были в среднем до пика.
— Испытывают ли сотрудники больше стресса и тревоги?
– Безусловно, каждый день приходится для кого-то становиться «жилеткой», личным психологом и товарищем. Чтобы помогать сотрудникам справляться со стрессом, я устраиваю дружеские посиделки в неформальной обстановке: иногда, прямо, в редакцию заказываем пиццу, когда ребятам нужно выговориться; иногда играем в мафию; бывает, приглашаю кого-то к себе на неформальный домашний ужин.
Очень заботливо проявляет себя и руководство холдинга – нам организовали специальные йога-дни, когда все сотрудники могут ходить на бесплатную йогу дважды в неделю. Сегодня, например, всех собирают в нашем бизнес-центре на спонтанное барбекю – тоже с целью некой психологической разгрузки. Такими неформальными встречами и, безусловно, поддержкой друг друга мы и спасаемся.