Оксана Маклакова: «Как только я искренне полюблю Москву, мне всё будет даваться легко»
Все люди постоянно куда-то движутся. Мало того, что движение — это жизнь, движение — это ещё и развитие (ну или наоборот, но сейчас не об этом). Различные исследования показывают, что обрести новые знания и навыки, расширить связи и выиграть в зарплате очень помогают переезды по работе. Один из самых крупных сайтов по поиску работы и сотрудников регулярно публикует результаты опросов о готовности к переезду: ради лучшей работы переехать готов каждый второй, а основное требование — повышение зарплаты. Во многих странах мобильность — важное требование к руководителям и работникам умственного труда, желающим добиться успеха. И тенденция эта на спад идти не собирается.
Может ли географическая мобильность стать трендом среди журналистов региональных редакций? Мы начинаем серию интервью о жизни и карьере журналиста после переезда в другой город.
Вызов принят
Оксана Маклакова из Екатеринбурга в Москву приехала чуть больше месяца назад. Она сменила E1.RU — самое большое региональное медиа, на MSK1.RU — медиа в самом большом городе страны. Оба этих портала входят в Shkulev Media Holding и, казалось бы, ничего радикально не меняется, но Оксане предложили место главного редактора в СМИ, которое только-только запустили, и где начинать всё надо практически с нуля.
Твоя первая реакция на предложение оставить Е1 и заняться мск1?
Моя первая реакция — это профессиональный вызов. Это что-то, что кажется невозможным, а потому интересным. Появилась возможность создать с нуля что-то совершенно новое и уникальное. Пусть в рамках существующих стандартов редакционной политики городских порталов, которые выстроены годами, но это всё равно история, которую ты по крупицам создаёшь с чистого листа. Вот это показалось страшно интересным и заманчивым. Но и, конечно, свою роль сыграл и сегодняшний контекст: весь медиарынок кардинально изменился буквально за месяц. И мне показалось важным в этих условиях в новом медиа сохранить журналистику с человеческим лицом, повёрнутую в сторону человека, который живёт с тобой в одном городе.
Каковы были ожидания и какова оказалась реальность?
Тут не то чтобы ожидания и реальность совпали или не совпали. Скажу совсем честно, я не думала, что эмоционально и психологически будет настолько тяжело. Тяжело оставлять свою команду. Сила и успех Е1 не только в 25-летней истории, и не только в том, что это издание, с которым просыпается и засыпает каждый екатеринбуржец, но сила и успех ещё и в очень мощной, сплочённой команде, к формированию которой за последние два с половиной года я тоже приложила руку. Не думала, что настолько психологически сложно будет оставить команду, с которой ты уже понимаешь друг друга практически с полуслова или вовсе без слов, и начинать создавать новую в чужом городе с нуля.
Пожалуй, ожидание и реальность не совпали в том, как выстроена коммуникация с различными службами и с чиновниками. Даже в полуторамиллионном Екатеринбурге всё гораздо проще: есть те самые связи, которыми ты можешь воспользоваться и взять комментарий напрямую у вице-мэра или у мэра. В Москве такое невозможно. Здесь всё через пресс-службу, через коммуникационные агентства. Здесь очень-очень-очень много посредников. Это, наверное, главное, в чём ожидания и реальность не совпали, и с чем я всё ещё думаю, как научиться работать.
Что привнесла из опыта Е1 на MSK1?
Главное, что я перенесла из Е1, это онлайновость и репортажность. Я очень хочу, чтобы на MSK1 онлайн-репортаж стал главным форматом, главным жанром, определяющим концепцию издания.
Одно дело спортивный онлайн-репортаж, который болельщики будут внимательно читать до самого конца, но другое дело онлайн-репортаж, скажем, шествия Бессмертного полка. Кто его будет читать!
Во-первых, «онлайн» — это всегда эффект присутствия. Во-вторых, очень важна интонация, с которой ты общаешься со своей аудиторией. У информационных агентств она одна — сдержанная, сухая, фактологическая. А мы можем позволить себе интонацию дружеской беседы, интонацию, в каком-то смысле, приятельскую, более человеческую, более неформальную.
Если метафорически говорить, то MSK1 — это такой человек, который идёт по городу и круглосуточно заново открывает его для себя, для своей аудитории; знакомится с городом сам и знакомит других; человек смотрит что, где происходит и отзывается на какие-то боли и проблемы горожан; всё это происходит нон-стоп, всё это происходит в режиме онлайн.
Надо сказать, что очень сложно делать городское медиа в Москве, которая, по сути, городом не является. Это мегаполис. Каждый отдельный округ Москвы сам как отдельный город. И что такое город Москва, совершенно не понятно. Люди сидят в районных пабликах, в пабликах округов и на этом их интересы заканчиваются. Как весь этот миллион пабликов объединить в повестку одного городского медиа — интересная задачка. Задачка-вызов.
Ты работала на радио, на ТВ, в онлайн-СМИ. Что происходило с тобой, почему ты меняла работу?
Я консервативный человек. Мне очень тяжело даётся переход с одного места работы на другое. Но на ЕТВ я работала около семи лет, а до этого с той же командой, с Владимиром Аркадьевичем Злоказовым, со Светланой Зенковой, делала программу «Истории в деталях» на СТС-Урал. По сути, находилась в одной и той же медийной структуре. Я, наверное, лет 12 ходила на работу в одно и то же здание одним и тем же маршрутом. На «Серебряном дожде» я работала параллельно с ТВ. По сути, полноценная смена работы и редакции случилась, когда я ушла на Е1. Тогда мотивацией, безусловно, стал профессиональный рост. Я не очень понимаю слова про карьерный рост, но очень хорошо понимаю, что такое рост в профессии — это когда тебя работа развивает, обогащает, делает компетентнее в чём-то. Я сейчас осталась в том же холдинге, по бумагам меня просто перевели из одной редакции в другую в рамках Shkulev Media Holding, но толчком к переходу стала точно та же мотивация — возможность получить новые профессиональные навыки, возможность как-то прокачать то, что ты уже умеешь и научиться делать что-то новое.
Смена работы вместе со сменой места жительства — это вызов, который ты принимаешь, берёшься, делаешь и достигаешь чего-то. Могут ли такие трансферты стать трендом среди журналистов? Мне кажется, внутри Shkulev Media Holding — это нормальная история.
Нет, подобные истории довольно редкие. Их по пальцам можно пересчитать, но они есть: Лена Ходырева из Тюмени и Андрей Затирко — он из Читы переехал в Красноярск, а сейчас в Новосибирске.
Мне кажется, что для человека и для компании это скорее хорошо. Мой кейс пока сложно оценивать, потому что очень короткий период прошёл. А вот кейсы Ходыревой и Затирко — это яркие примеры. Они оба были успешными. Лена Ходырева построила очень сильную редакцию в Тюмени, вывела 72RU на лидирующие позиции, провела невероятную работу по налаживанию обратной связи. Редакция стала топом по количеству обращений от читателей. В нашем холдинге 72RU — флагман в плане UGC-контента. Это всё Лена сделала. И вот её перебрасывают в NGS: Новосибирск для неё чужой город, который она не знает, редакция огромная — по сравнению с Тюменской, раза в три больше, но эта хрупкая блондинка очень методично отстраивает редакцию и поднимает трафик. Я обожаю работать на трафик. Для меня, трафик — это показатель интереса. Лена в два раза увеличила просмотры, в два раза увеличилось и уникальных посетителей на портале. При этом она сохранила команду. Сейчас там Андрей Затирко свои донастройки делает. У него, кстати, была точно такая же история в Красноярске.
С точки зрения компании географическая мобильность — это явный плюс. Да и с точки зрения человека тоже. Такая перемена делает богаче кругозор, шире набор инструментов и профессиональных скиллов. Это то, почему я «купилась» на всю эту историю с MSK1. В Екатеринбурге у меня была райская жизнь. Но я не уверена, что это может стать трендом среди журналистов. Всё-таки, по нашей природе мы консерваторы. А потом, очень много зависит от возраста. Одно дело, сорваться в 25, когда нет семьи, ипотек и ещё чего-то, а другое дело, сорваться в 38.
У тебя есть какой-то план-график, какие-то реперные точки?
У меня есть план — к концу года достигнуть показателя 100 тысяч уникальных пользователей на сайте. Сейчас мы находимся на стабильной цифре в 30 тысяч «уников». Тенденция от дня ко дню, от недели к неделе хорошая, растущая. Для себя 100 тысяч уникальных пользователей ставлю не к концу года, а до конца лета. Это моя ближайшая точка. Как я говорила, я обожаю историю про трафик, потому что для меня это очень понятный и чёткий показатель. Можно сколько угодно говорить красивых слов, соревноваться, концепции придумывать, замки воздушные строить, но тебя либо читают, либо не читают. По-моему, это самый честный показатель эффективности тебя, как специалиста.
Тебе работа снится?
Да, конечно.
И что тебе снится?
Ну, кошмарики бывают всякие. Кстати, в Москве, в последнее время мне ничего не снилось. А так, да, бывали кошмарные сны, когда ты понимаешь, что проспал, а у тебя уже летучка идёт. Или, например, снится, что захожу в самолёт. Он взлетает, набирает высоту и, вдруг, что-то идёт не так. И у меня во сне, первая мысль: надо запускать «онлайн»! Но связь-то уже барахлит. Сидишь и во сне думаешь, «так это же новости, как это всё отработать, где пилот, надо у него интервью брать». Это такая профдеформация.
Есть какие-то страхи, опасения?
Конечно. Есть страхи и есть опасения. Понятно, что Москва живёт вообще по другим законам, по другим законам складывается коммуникация. Я для себя придумала такую мантру: как только я искренне полюблю Москву и человека, который живёт в Москве, москвичей, мне всё будет даваться легко. Мне легко было делать городское издание в Екатеринбурге, потому что я прожила там с университета, с 2000 года. Успела за это время его искренне полюбить. Искренне полюбить — это не значит говорить «какой ты хорошенький, красивенький, ну надо же какая Плотиночка у тебя» («Плотинкой» горожане называют плотине на реке Исеть в Историческом сквере Екатеринбурга). Нет, искренне полюбить — это видеть, что плотину засрали и превратили в Анапу образца 1997 года, и говорить про это! Видеть, что точечная застройка уродует город. Небрежное, чудовищное отношения к исторической архитектуре не делает чести никому и не добавляет никакой ценности. Важно искренне любить улицы, проспекты, людей. Как только я это проверну с Москвой, а я для этого сходила и в Третьяковку на Крымском валу, сходила в Манеж на выставку «Цой», пойду на органный концерт в Евангелистскую церковь, где будут исполнять саундтреки из «Гарри Поттера» и «Игры престолов», как только я смогу искренне вот это всё полюбить, я все задачи, которые кажутся нерешаемыми, решу на раз.
Редакция «Вместе медиа»