«Читателям иногда нужно повторять одни и те же тезисы, чтобы они до них дошли», — Сусанна Альперина о профессии кинокритика

Усталость от работы с новостями заставляет журналистов задумываться о смене направления деятельности. Кто-то уходит в коммерцию, кто-то в создание развлекательного контента. А ещё можно говорить, писать и снимать о культуре. Мы поговорили с кинокритиком Сусанной Альпериной про её опыт работы, что требуется для погружения в эту тему и в чём журналисты выигрывают у блогеров.

Сусанна Альперина – кинокритик и обозреватель, продюсер и программный директор Фестиваля экранизаций «Читка» и Первого Фестиваля стриминговых сервисов Originals+. Редактор блока о культуре и автор рубрики «Кино и ТВ с Сусанной Альпериной» в «Российской газете». Кандидат филологических наук, доцент, читает лекции и проводит мастер-классы по журналистике в крупнейших российских вузах – МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС.

Фото: Российская креативная неделя

— Насколько журналистам, пишущим о культуре, сейчас тяжело конкурировать с блогерами-киноведами, культурологами?

 

— Зависит от каждого конкретного журналиста и от блогера. Я считаю, что журналисты в выигрышном положении, особенно если они имеют соответствующее образование. Часто блогеры пишут неграмотно, не ссылаются на авторитетные источники и любят провоцировать какой-то короткий хайп. Они не перепроверяют данные, что очень важно. Иногда у меня большая часть рабочего времени уходит на то, чтобы просто перепроверить информацию, которую не то что блогер, а иногда даже какое-то СМИ опубликовало, чтобы нагнать себе трафик.

В плане трафика, возможно, журналистам конкурировать тяжело. Но в плане доверия журналисты, что называется «на коне». Должна сказать, что у меня непопулярная точка зрения, потому что я никогда не гналась за количеством читателей. Когда ты гонишься за этим, у тебя на первый план выходят совершенно другие принципы. Мне хватает, что называется, пары внимательных глаз. Если меня читает несколько человек, которые разделяют мои интересы и взгляды – этого мне достаточно. А вот если действительно стоит задача увеличить просмотры и за счёт этого увеличить прибыль, тогда журналистам сложнее.

— Вы бы посоветовали сейчас таким журналистам сконцентрироваться на продвижении авторского блога?

 

— Я считаю, что социальные сети – это хороший инструмент для журналиста при условии, что человек умеет им грамотно пользоваться. Если он развивает своё авторское направление, личный блог может быть ему в помощь. Если у него редакторская работа – блог может быть, но имеет смысл вести его по-другому. Мне нравится, когда редактора отдела культуры выкладывают статьи своих подчинённых, и тем самым их продвигают. Это подчёркивает значимость работы редактора, так как понятно, что он оказывает большое влияние на каждого журналиста и его текст. В зависимости от направления работы журналиста, нужно думать, как себя вести в соцсетях. Если перед журналистом стоит задача писать, но при этом от себя ничего не говорить – возможно, ему нужно быть активным в соцсетях не как писатель, а как читатель.

— Как подступиться к рецензированию совсем молодым журналистам и какие навыки тренировать в первую очередь?

 

— Молодым журналистам, которые хотят писать рецензии, нужно тренировать внимание, особенно к деталям; насмотренность, эрудированность. Нужно побольше читать, причём не только коллег, но и других публичных людей: писателей, общественных деятелей, режиссёров, актёров. Нужно быть внимательным к другому человеку. Позже, если они преуспеют в профессии, у них будет меньше времени на чтение – почти всё время будет занимать работа по написанию статей.

 

Я убеждена в том, что для написания хорошей рецензии необходим большой жизненный опыт. Совсем молодой человек может написать хорошую, искреннюю, честную рецензию, но у него не будет достаточной опоры для сравнения и анализа истории, которую он увидел на экране.

Фото: Радио 1

 

— Какие риски существуют для зрелого и много лет работающего в теме критика?

 

— Для опытного критика существует риск повторения. Хотя в отдельных случаях разумное повторение может принести пользу – читателям иногда нужно одни и те же тезисы повторять и подавать под разными углами, чтобы они до них дошли.

 

Второй риск – утрата умения удивляться, то есть способности воспринимать свежие ощущения. Иногда кажется, что человек уже всё знает, всё испытал, и в этом случае он может пропустить что-то действительно важное. Я всегда говорю: если искренность и умение удивляться меня покинут, то могу уходить из профессии.

 

Может присутствовать и какая-то лень, когда уверен в своей компетентности и не хочешь идти смотреть какую-то премьеру – думаешь, это будет неинтересно. Тем самым ты себе перекрываешь какое-то важное открытие.

 

Конечно, не каждый зрелый критик даст дорогу молодым. Критик – это творческая профессия, бывает важно зрелому специалисту самому выразиться, и он не помогает молодым. Мне кажется, это тоже ошибка, потому что любой учитель продолжается в своих учениках. Чем больше сделаешь добра другим людям, тем больше будут читать тебя самого и тем дальше твои идеи пойдут.

— Как часто ощущение от питчинга совпадало с тем, что вы получили в итоге?

 

— Питчинг – это всегда большая загадка. Не могу сказать, что добилась таких вершин, чтобы только по питчингу определить заранее, что какой-то проект будет хорошим. Наверное, никто этого сделать со стопроцентной точностью не сможет. Может быть такое, что режиссёр не умеет разговаривать, плохо проводит питчинг, а фильм получается сногсшибательный.

 

На питчинге важно смотреть на имена, если это не молодые ребята,. Во всяком случае, я часто на них ориентируюсь. Если мне нравится режиссёр или художественный руководитель молодого автора, и я понимаю, что он вряд ли что-то плохое сделает – это дополнительный балл. Но абсолютно не гарантия. У режиссёров бывают фильмы-удачи, бывают неудачи, очень редко у кого творчество поступательно ровное, направленное на улучшение. Было и несколько ситуаций, когда люди, которых я считала посредственными режиссёрами, вдруг начинали набирать обороты и расти. И у них были такие фильмы, что я удивлялась: боже, неужели и этот фильм, и тот снял один и тот же человек. Вы удивитесь, но так у меня было с Климом Шипенко. Я не считала его сильным режиссером, но в какой-то момент изменила мнение, и мне стало нравится то, что он снимает. Творчество – всегда загадка.

Фото: Patriki Film Festival

 

— Бывали ли случаи, когда вы разглядели хороших режиссёров раньше других критиков и широкой публики?

 

— Мэтрам поддержка не очень часто нужна – их и так все поддержат, даже если они снимут не очень хорошее кино. И критики, и общество. Я наблюдала такие ситуации, когда выходит новый фильм мэтра, и все говорят добрые слова только в честь его старых заслуг. Молодым, наоборот, очень важно, когда их хвалят. И последнее такое положительное впечатление у меня было от фильма «Волнами» Сергея Кальварского, выпускника мастерской Александра Сокурова. Для меня этот фильм был открытием на фестивале «Меридианы Тихого», и я про него с удовольствием пишу. Или, например, в свое время, другую выпускницу Сокурова Киру Коваленко я открыла для себя на фестивале в Таллине, где был показ фильма «Софичка», это экранизация повести Фазиля Искандера. Фильм очень тихо здесь прошёл, но для меня это уже было открытие, я уже тогда понимала, что это хороший режиссёр. Когда позже Коваленко выиграла с фильмом “Разжимая кулаки» конкурс «Особый взгляд» в Каннах, для меня ничего удивительного не было. Но для неё тогда были очень важны слова поддержки.

 

Я помню, как с режиссёрским дебютом вышла актриса Ян Гэ на московский кинофестиваль, и ее начали все клевать. Но она хорошо мыслила образами, и я тогда посчитала важным её поддержать. Чтобы все поняли, что она не только хорошая актриса и певица, но у неё ещё и интересный режиссёрский взгляд. Я считаю, что молодым очень нужна поддержка. Их нужно разглядеть, и не стесняться говорить им хорошие слова, чтобы в будущем они могли реализоваться и ещё больше раскрыть всё хорошее, что в них есть.

 

Только сегодня говорила с коллегой про один фильм, сценарий был великолепный, я его с трудом, но разглядела, однако, к сожалению, картина была очень плохо снята.

— В чём состоит баланс объективности и субъективности в критике?

 

— Всегда шучу, что я – эгоистка и пишу, в первую очередь, для себя. Баланс, наверное, состоит в том, чтобы уметь наступить на свои личные амбиции. Творцы – очень сложные люди, и у них очень часто с кем-то не складываются отношения, доходит даже до некрасивых споров. Это никогда не должно мешать признать, что человек сам по себе неприятен, но фильм снял хороший.

 

Искусство – это очень зыбкая грань. Все могут говорить, что получилось хорошее кино, но ты внутри себя будешь понимать, что оно заурядное. Это называется «по гамбургскому счёту» – фильм хвалят, он приносит деньги, но в глубине души все знают, что получилось посредственно. Здесь важно опираться на свои собственные ощущения.

 

Ещё бывает ситуация, что до тебя смысл фильма доходит спустя время. Нужно дать увиденному отлежаться, и потом понимаешь, что много раз к нему возвращаешься. Это высший пилотаж кинокритика – видеть уже при первом просмотре потенциал фильма. Я таким навыком не обладаю и могу лишь потом понять, что раскрыл этот фильм, и что он значил на самом деле. Не забудьте, что над фильмом работает много людей, а критик его оценивает один, а перед ним — работа целого коллектива.

 

Сложно, когда критик начинает самовыражаться больше, чем творец, и для критика свои комплексы важнее донести. Фильм в этом случае является разменной монетой, и это всегда очень обидно. Часто и блогерам важнее выразить себя, а до творца им нет дела.

— Если организаторы выставки или кинопремьеры сами ничего не сделали, чтобы завлечь молодое поколение, журналисту это сделать практически невозможно? Или это все-таки задача журналиста?

 

— Думаю, что привлечь молодежь – это общая задача и организаторов мероприятия, и журналистов, и пиарщиков. У классического искусства есть одна особенность – к нему начинаешь приходить с годами. Мало кому в 10 классе нравится «Война и мир» или «Преступление и наказание», например. Единственный плюс молодости – есть энергия всё это осилить. С возрастом, когда начинаешь читать, у тебя меньше сил это делать. Всё-таки хорошее чтение – это большой труд. То же самое можно сказать и о театре, и о кино, и об опере. Я, например, оперу поняла и полюбила только после 40 лет. Сейчас с удовольствием слушаю оперу и понимаю, что это — вершина искусства. Молодых можно завлечь простым знакомством с классическим искусством. Не факт, что они сразу до этого дойдут, но они получает какое-то ощущение или эмоцию, к которым захотят вернуться спустя годы. Я бы советовала работать в этом направлении.