Разговор о профессии
 
18
Авг

«Откуда миллионы долларов?»: как журналистка «Огонька» задала киберспортсменам вопросы обычных людей

Об играх и киберспорте пишут, как зачастую кажется, только нишевые издания – материалы в них создают заядлые геймеры для узкого комьюнити единомышленников. И всё же для журналистики высокого уровня важно видеть в нишевых сферах отражение тем и проблем, близких каждому. С играми так же: гейминг – это бизнес, популярность, шоу, а ещё и с недавних пор отдельный вид спорта. Откуда берутся звёзды киберспорта и деньги в этой индустрии – вопрос, который заинтересует любого, кто увидит размер призового фонда на крупнейшем киберспортивном турнире The International. В прошлом году, для справки, он составил 40 млн долларов.

Ровно об этом задумалась Ольга Копцева, PR-директор агентства Motive и эксперт «Вместе медиа», а в прошлом – внештатник журнала «Огонёк», который с 2009 года выпускался при «Коммерсанте». Как вышло, что одна из самых аутентичных российских редакций одобрила такой нестандартный инфоповод? И с какой стороны открывается мир киберспорта человеку, ранее не знакомому ни с ней, ни со страстью к играм? В интервью «Вместе медиа» Ольга рассказала о своём ярком журналистском опыте – статье «С мышкой наперевес. Почему миллионы людей готовы часами смотреть трансляции видеоигр?», опубликованной в «Огоньке» в 2020 году.

Шапка статьи в журнале «Огонёк»

– Почему для журнала «Огонёк» выбрали эту тему?

– В «Огоньке» (издание закрыто в 2020 году) я была внештатным автором, а внештатников, как известно, темы кормят – нащупана тема, есть привязка к инфоповоду, найдены герои – топай в поля, работай. Поскольку киберспорт – это уже не наше будущее, а настоящее, стало интересно – кто эти люди, чем они живут, и что это за спорт с мышкой в руке. Предложила тему, в редакции сказали, что она интересна с точки зрения киберспорта как социального лифта. Как мальчишкам из глубинки, у которых нет влиятельных родителей и даже средств на автобус, чтобы доехать до Москвы, по счастливому стечению обстоятельств удалось пробиться в звезды киберспорта. 

Получилось раскопать действительно удивительные истории. Не все из них вошли в материал, но эмоции, которые получает автор от живого контакта, насколько сильные, что это стоит и бессонных ночей, и часовых разговоров.

В этом случае журналист – не искатель фактов, а копатель человеческих душ, где вмешательство происходит по обоюдному согласию. 

Ольга Копцева

– Разбирались ли вы в теме до написания материала?

 Киберспорт – тёмная лошадка для большинства из нас: и журналистов, и читателей. К геймерам редакции подходят с осторожностью, так как не все авторы готовы их «осилить». Задача усложняется обилием терминов и сленга – разобраться во всем этом довольно непросто. Герои, как правило, стараются войти в положение и заменить профессиональный сленг понятными для непосвященного человека словами.

Я не знала о киберспорте ровным счетом ничего. Главной задачей было найти интересных героев. Причем хотелось поговорить не только со спортсменами, но и с теми, кто их «обслуживает» или существует вокруг них – менеджерами киберспортивных клубов, комментаторами игр, стримерами, болельщиками, психологами, родителями. Я стараюсь искать героев, с которыми можно посмотреть на ситуацию или проблему с неожиданной стороны – это открывает горизонты и исключает однобокость.

Самое интересное – поиск киберзвёзды в «мировом океане». Здесь помогают социальные связи и журналистские контакты, пропадает застенчивость, скромность, желание затеряться в толпе.

На сцену выходит авторское всемогущее, и ты начинаешь безостановочно писать людям, имеющим отношение к теме. В ход идут все доступные для современного журналиста каналы – соцсети, менеджеры, инфозаметки, эксперты и спикеры, ранее вышедшие у коллег статьи, профессиональные ассоциации. Погружение было оперативным – требовалось понять, какие игры являются киберспортивной дисциплиной и как они проходят, выявить нестыковки, нащупать проблемы и поговорить о них.

– Сложно ли далась тема?

Работать было безумно интересно. С выбором героев помогла менеджер одного из крупных киберспортивных клубов – нашла её через редактора тематического паблика ВКонтакте.

Герои все оказались как на подбор – один другого интереснее. Самому молодому из спортсменов на момент подготовки материала было 15 лет, и это тоже история про социальный лифт – парень из Брянской области. Населенный пункт он даже не стал называть, чтобы не привлекать внимание к малой родине и родственникам – там все друг друга знают. 

Профессиональную лексику решено было упразднять. К теме как нельзя кстати «подогнался» инфоповод – именно в тот момент на футбольном стадионе Пудун в Шанхае впервые за долгие месяцы ковидных ограничений зрителям разрешили присутствовать на стадионе. Новость была наисвежайшая, ажиотаж огромный — заявки на чемпионат мира по игре «League of Legends» прислали 3 млн. человек, их них выбрали 6 тысяч. Организаторы разыграли очные билеты среди игроков 30-го уровня и выше. Впервые в мировой истории зрелищных мероприятий были приняты такие условия для зрителей. Эффектный инфоповод подкрепился к актуальной теме. 

– Есть ли в целом у редакций запрос на изучение киберспорта?

Если не брать в расчет специализированные ресурсы и паблики, где общаются киберспортивные болельщики, для простых обывателей вряд ли тема будет близка и понятна. Это примерно, как вести экономическую колонку о ситуации на фондовых рынках – интересно узкому кругу лиц. Думаю, что медиа, безусловно, интересно заглядывать за кулисы этого бизнеса, показывать человеческие истории, искать факты, объяснять тренды. Есть запрос на изучение темы с точки зрения социокультурных аспектов. Да и попросту интересно, откуда в этом бизнесе миллионы долларов, почему бренды выстраиваются в очередь, чтобы зайти на этот рынок, как из компьютерной игры сделать высокодоходный бизнес, и для чего миллионы людей смотрят, как другие играют в игры. 

– Как журналисту подготовиться к работе с такими темами?

Киберспорту нигде не учат, писать об этом тоже. Для тех, кто желает разобраться в тонкостях киберспортивных дисциплин достаточно, прежде чем сесть за материал, погрузиться в среду, а еще лучше – поработать в киберспортивном клубе или заняться продвижением их проектов. Смотреть киберспортивные трансляции, играть, изучать, как работают коллеги. На первый взгляд кажется: что может быть проще, чем писать об играх? На деле, чтобы разобраться в вопросе детально нужно уделить теме как минимум года полтора – кстати, столько «типичный спортивный журналист» входит в тему, когда начинает работу в редакции. Если вас не пугает цитата из Telegram-канала Cybersports.ru «Ещё можно успеть апнуть рейтинг на имбалансных героях, пока их не пофиксили», – то смело можно изучать тему.

Чтобы писать о геймерах и киберспортсменах, нужно «открыть» в себе геймера – понимать механику игры, проживать эти эмоции.

Авторы:

Поделиться в соц. сетях