О включении СМИ в перечень отраслей, пострадавших от COVID-19
Соответственно, благодаря данным изменениям, редакции СМИ (в том числе радиовещатели) могут рассчитывать на ряд мер поддержки, предусмотренные законодательством.
Прежде всего, необходимо уяснить, каким образом конкретная организация относится или не относится к пострадавшим отраслям. В соответствии с упомянутым Перечнем отраслей, такое отнесение является формальным, и осуществляется путём сопоставления кодов деятельности организации по классификатору ОКВЭД 2 (коды своей организации можно уточнить по выписке из ЕГРЮЛ) с кодами, которые включены в соответствующий Перечень пострадавших отраслей.
Таким образом, суть изменений, внесённых Правительством в Перечень, состоит в том, что в указанный перечень добавлены коды, относящиеся к деятельности СМИ, и организации, которые имеют соответствующие коды деятельности, приобретают права на определённые льготы.
Конкретно для СМИ это коды класса 60 (телерадиовещание), подгруппы 63.12.1. (сетевые издания), группы 63.91 (информационные агентства) (сетевые издания), 58.14 (журналы и периодические издания). В классе 60 имеется 2 группы – 60.10 – деятельность в области радиовещания и 60.20 – деятельность в области телевещания). Соответственно, радиокомпании как правило имеют код ОКВЭД 60.10.
Следует отметить, что коды деятельности могут быть основными и дополнительными. Если основной код организации не относится к перечню пострадавших, но относится дополнительный (например, у радиокомпании основной код 73.12 «представление в средствах массовой информации», а код 60.10, т.е. радиовещание – дополнительный), то, к сожалению, ряд мер поддержки к такой организации не применим.
Оговорим сразу – перечень мер поддержки в нашем обзоре не является исчерпывающим, и мы обращаем внимание прежде всего на те, которые кажутся наиболее интересными для радиокомпаний. Учитывая, что практически еженедельно меры поддержки меняются (расширяются, совершенствуются), а также то, что помимо федеральных мер поддержки есть также региональные и местные (осветить которые мы не можем при всём желании), вещателям желательно следить за информацией о мерах поддержки, пользуясь официальными информационными ресурсами по мерам поддержки федерального уровня, а также региона (на сайте администрации своего региона), сайте местной администрации.
При получении информациях о полагающихся СМИ мерах поддержки целесообразно пользоваться специальными сервисами (на момент написания данной статьи информация на указанных ресурсах в отношении СМИ была не актуальна, по-видимому, требуется время на дополнение программной части), в том числе:
https://service.nalog.ru/covid2/
Также рекомендуем регулярно изучать информацию на сайтах региональных и местных администраций – в ряде случаев меры поддержки дублируют федеральные с точки зрения категорий, которые считаются пострадавшими, однако изменение в региональные и местные правовые акты (включение в них новых категорий) по понятным причинам запаздывают от федеральных. Таким образом, можно ожидать, что региональные меры поддержки будут распространены на СМИ в ближайшее время.
Рассмотрим основные меры поддержки, которые могут быть интересны радиостанциям.
- Освобождение от налогов и взносов за 2-й квартал 2020 года
Технически эта мера поддержки пока ещё не введена, однако законопроект находится в конечной стадии принятия в качестве закона, и предполагаем, что он будет принят в ближайшее время.
По нему для организаций, которые одновременно входят в Перечень пострадавших, и являются субъектами малого предпринимательства, будут отменены налоги и взносы за 2-й квартал. Наличие у организации статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (в соответствии с со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» проверить можно с помощью сервиса ФНС)
Технически отмена налогов предусмотрена в проекте закона как установление нулевых ставок для налогов и взносов, относящихся к периоду 2-го квартала 2020 года, т.е. обязанность подачи декларации (если она имелась) сохраняется, однако для применения освобождения от налогов отдельного обращения или заявления не требуется.
Среди указанных налогов и взносов – это налог, уплачиваемый при применении УСН (авансовые платежи за 2-й квартал), страховые взносы (пенсионный, социальный и медицинский), налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог. Обращаем внимание, что среди этого перечня нет НДС, т.е. налог необходимо и декларировать, и уплачивать.
- Грант (субсидия) на заработную плату
Указанная субсидия предоставляется в соответствии Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 г. № 576.
На дату подготовки данной статьи получить субсидию можно за май 2020 года (срок обращения за субсидией за апрель 2020 истёк 01.06.2020), но не исключено, что в будущем субсидия будет продлена.
Размер субсидии (для организаций) определяется как сумма 12130 рублей умноженная на количество сотрудников организации (определяется по данным отчётности в Пенсионный фонд).
Условием получения субсидии (помимо вхождения в перечень пострадавших отраслей) является:
- наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства,
- отсутствие недоимки по налогам на сумму 3000 рублей и более на дату 1 марта 2020,
- количество работников должно быть не менее 90% от их количества на 01.03.2020.
Для получения субсидии необходимо подать соответствующее заявление. Сделать это можно через личный кабинет налогоплательщика-юрлица на сайте ФНМ (nalog.ru), а также через системы сдачи отчётности (такие как 1С, Контур и т.п.). По отзывам бухгалтеров организаций пострадавших отраслей (включённых в Перечень ранее), технически процесс подачи не сложен и не занимает много времени.
Хотя субсидию называют «на зарплату», и она зависит от численности сотрудников, организация праве использовать её для покрытия любых хозяйственных расходов, не обязательно на заработную плату.
- Льготы, связанные с отсрочкой от уплаты налогов
Указанные меры введены «Перечнем поручений по итогам обращения Президента в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории страны» (утв. Президентом Российской Федерации 28.03.2020 № Пр-586), Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»
Совокупность мер (по данным сайта http://covid.economy.gov.ru) включает в себя:
— продление срока уплаты налога на прибыль, УСН, ЕСХН за 2019 год (срок продления — 3 месяца при условии, что организация не состояла в реестре МСП на 01.03.2020 и 6 месяцев — в остальных случаях);
— продление срока уплаты налогов (авансовых платежей по налогу), за исключением НДС и НДФЛ, за отчётные периоды, приходящиеся на полугодие (2 квартал) 2020 года (на 3 месяца для организаций, не состоявших в реестре МСП на 01.03.2020, и на 4 месяца для остальных);
— продление сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в регионах, в которых установлены авансовые платежи) за первый и второй кварталы 2020 года (до 30 июля и до 30 октября 2020 года соответственно при условии, что организация не состояла в реестре МСП на 01.03.2020, и до 30 октября, 30 декабря 2020 года — в остальных случаях)
Обращаем внимание, что указанные меры не включают отсрочку по НДС для тех организаций, который являются плательщиками НДС.
Отсрочка применяется для всех организаций, которые относятся к пострадавшим отраслям по основному ОКВЭД, и обращаться с заявлением о её предоставлении не требуется.
- Кредит-субсидия «на возобновление деятельности»
Суть данной меры поддержки состоит в следующем. Организация может получить льготный кредит (под 2% годовых), который при соблюдении определённых условий (сохранение штатной численности и ФОТ) будет списан (при несоблюдении условий кредит придётся возвращать).
Размер кредита-субсидии зависит от периода с даты получения кредита до декабря 2020 (количество месяцев) и штатной численности сотрудников (тело кредита рассчитывается как 2МРОТ+30% от 2МРОТ (на уплату страховых взносов) на 1 сотрудника в месяц с даты кредитного договора до декабря 2020 года.
Обратите внимание: хотя формально кредит выдаётся на «возобновление деятельности», его условия не подразумевают какого-либо доказывания того, что организация приостанавливала деятельность и нуждается в дополнительных средствах для её возобновления. Другими словами, даже если радиовещатель осуществлял вещание непрерывно, он вправе воспользоваться таким кредитом, и вправе финансировать за счёт него обоснованные производственные расходы (т.е. формулировка «возобновление» на практике трактуется максимально расширительно, и, соответственно, вправе рассчитывать на списание задолженности при соблюдении условий.
Выдача указанного кредита-субсидии определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности».
По отзывам бухгалтеров организаций пострадавших отраслей (включённых в Перечень ранее), получение такого кредита-субсидии реально, и условия, которые декларируются уполномоченными банками, в целом соответствуют описанию, имеющемуся на официальном сайте Минэкономразвития.
- Отсрочка по коммерческой аренде
Если СМИ снимает помещение у собственника, не являющегося государством (обозначим как «коммерческая аренда»), то на него распространяются положения части 1 статье 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Указанные положения позволяют требовать от арендодателя длительной отсрочки в арендной плате. Вещателям не стоит рассматривать данную меру поддержки с предубеждением («ах, отсрочка, это же не освобождение совсем»), поскольку фактические условия такой отсрочки могут быть выгодными сами по себе, а, кроме того, создать благоприятную для арендатора атмосферу (пространство для уступок) в переговорах с арендодателем по поводу снижения арендной ставки в обмен на отказ от отсрочки.
Данная тема подробно рассмотрена в тематической статье.
- Освобождение от арендной платы государственного имущества
В соответствии с подп. «б» п. 1 Распоряжения Правительства РФ «Об отсрочке арендных платежей по договорам аренды федерального имущества для субъектов МПС» от 19 марта 2020 г. N 670-р, арендатор по договорам аренды федерального имущества может быть освобождён от арендной платы за период с 1 апреля по 1 июля 2020 года.
Для этого нужно чтобы либо основной, либо дополнительный ОКВЭД организации относился к пострадавшим отраслям.
Хотелось бы обратить внимание вещателей на то, что данная льгота действует не только на помещения, земельные участки и т.п., но также и на сооружения связи, если использование, к примеру, вышкой, осуществляется на основании договора аренды государственного имущества.
Для получения указанной льготы арендатор должен обратиться с соответствующим заявлением, с ним должно быть заключено соответствующее дополнительное соглашение.
Следует отметить, что указанное выше распоряжение относится к федеральному имуществу, т.е. не распространяется на региональное (например, г. Москвы или Кировской области), однако регионы, а также местные администрации в том или ином виде продублировали указанное положение на уровне регионального и местного законодательства, таким образом, наверняка будут основания просить об освобождении от арендных платежей в том числе по договорам аренды областного или муниципального имущества.
Ещё раз обращаем внимание, что в настоящем обзоре перечислен не полный перечень льгот и мер поддержки, которые введены государством, упор сделан на те, которые кажутся наиболее значимыми и прямо связаны с тем, что деятельность СМИ признана пострадавшей от COVID-19.
Андрей Кашин, медиаюрист
Андрей Кашин — независимый медиаюрист. Занимается вопросами правового регулирования вопросов рекламы, авторских и смежных прав, лицензирования, налогообложения, защиты чести и достоинства, деловой репутации региональных и московских СМИ. Опыт работы свыше 10 лет. Понимает правовые и финансовые механизмы жизни медиакомпании.