Звезда районного масштаба: профилактика «звездной болезни»
История звёздной болезни
Культурологи, театроведы, филологи и иные специалисты много лет спорят о количестве типовых сюжетах в мировой драматургии. Одни выделяют 6, другие — 36, однако истина состоит в том, что есть история, которая регулярно происходит в большинстве региональных телерадиокомпаний, и которую заслуженно можно считать классической. Не знаю, есть ли у этой истории официальное название, но предлагаю называть такой сюжет «Звезда районного масштаба».
Героем нашей истории является молодой человек (девушка), проживающая в районном центре в российском регионе. После окончания института он (или она) устраивается на работу на местную радиостанцию (или телекомпанию). Работать нравится, работа приносит не только моральное удовлетворение, но и известность, благодаря частому появлению в эфире. Дальше по сюжету (под воздействием появившейся узнаваемости) у героя (героини) начинает вырастать корона (нет, не имеющая отношения к коронавирусной), которая начинает мешать жить и главному герою, и всем другим участникам драмы, в том числе редакции радиостанции. Начинаются непонятные истерики, нереальные требования, опоздания на предэфирную подготовку (или того хуже – на эфир), корона начинает задевать потолок и оставлять там царапины. Кульминацией сюжета является прозрение главного героя о том, что с такими талантами пора переезжать в Москву работать на федеральной радиостанции, и немая сцена у главного редактора, молчаливо вопиющего к зрительному залу «какого чёрта?».
Количество историй с таким сюжетом в отрасли чуть ли не больше, чем количество аниме в жанре исэкай в 2019 году, и периодически от руководителей радиостанций поступают вопросы – можно ли что-то сделать, чтобы избежать развития такой сюжетной линии, или, по крайней мере, существенно уменьшить градус её драматизма. Именной данной теме и посвящена настоящая статья. В действительности, мы рассмотрим не только данную (достаточно частную, хотя и действительно распространённую) тему, но также тему связи между работой сотрудников, их поведением и имиджем организации вообще.
Почему это происходит?
Возвращаясь от драматургии к области юриспруденции, рассмотрим ситуацию под углом тех форм взаимодействия, которые имеются у участников, и их правового регулирования.
Прежде всего: главный редактор не может заставить своего сотрудника работать какое-то время, не может запретить ему уволиться, уехать в Москву, или пойти работать к конкуренту. Принудительный труд запрещён статьёй 37 Конституции (даже до поправок) и статьёй 4 Трудового кодекса. Ни при каких обстоятельствах, и никаким документом главный редактор не сможет заставить сотрудника выполнять работу и запретить ему уволиться. Любые соответствующие договоры, приказы, положения, уложения, расписки и т.д. являются юридически ничтожными, то есть недействительными настолько, что на их содержание можно вообще не обращать внимание.
Что это означает? Оформление взаимоотношений нужно делать по принципу компромисса: работа на радиостанции должна быть сотруднику выгодна, а увольнение или переход к конкуренту – не выгоден.
Когда ведущий устраивается на работу, он никому неизвестен, и активно использует свою связь со СМИ для того, чтобы повысить свою узнаваемость, и для этого он осуществляет большое количество неэфирной активности, главным образом в Интернете – ведёт различные блоги (facebook, Instagram, tiktok, twitter и т.д.), комментирует и т.д. В каком-то смысле это выгодно работодателю – ведь это повышает лояльность аудитории, увеличивает её охват, однако в каком-то смысле не очень выгодно – ведь аудитория концентрирует интерес на ведущем, а не на радиостанции, и уйдёт ведущий – аудитория уменьшится. Опять же, из общих соображений «движуха» на сайте радиостанции лучше, чем «движуха» в личном блоге ведущего.
Соответственно, при оформлении отношений с журналистом, который активно эксплуатирует имидж СМИ, желательно заранее оговорить режим соответствующих активностей. Для этого имеются как правовые предпосылки, так и устоявшаяся отраслевая практика. В частности, используются фрагменты эфира и иных интеллектуальных прав радиостанции (а право разрешать или запрещать их использование принадлежит компании). Действуя в публичном пространстве, сотрудник очевидно ассоциирует себя с работодателем, и в связи с этим ни в российской, ни в международной практике не редкость введения определённых этических правил поведения (корпоративных кодексов). Наконец, многие формы активности в целом являются трудовой деятельностью, т.е. деятельностью, за которые сотрудник получает зарплату.
Что можно сделать?
Для защиты своих интересов в будущем, СМИ можно порекомендовать следующие меры.
Прежде всего – надлежащее оформление отношений с работником, с полным и подробным описанием в трудовом договоре и (или) должностной инструкции тех обязанностей, которые работник должен выполнять. В данном случае недопустим формальный подход, в результате которого обязательства сводятся к общим фразам. Необходимо перечислить все формы деятельности, которыми сотрудник занимается. Вести эфир, проходить проэфирную подготовку, готовить выпуски, читать сообщения, писать ответы, вести колонку на сайте, постить ролики в блоге – всё должно быть перечислено, ведь в будущем может возникнуть вопрос «а это он делал за зарплату или для себя?». Цель, которую преследует СМИ – это обеспечить статус служебного произведения (статья 1295 Гражданского кодекса, со ссылкой на статью 1320 Гражданского кодекса в отношении прав исполнителя. То, что действия сотрудника были его работой должно ясно следовать из документов, которые сотрудник подписал (в том числе в порядке ознакомления) – практика по данному вопросу трактует любую неясность в пользу работника.
Сформулировать, принять и довести до сведения сотрудников условия использования сотрудниками интеллектуальной собственности СМИ. Эфирному СМИ (радиокомпании, телекомпании) принадлежат созданные ею программы в качестве сложного объекта (статья 1240 Гражданского кодекса, при условии надлежащего урегулирования договорных отношений со всеми участниками процесса создания), и дополнительно – смежное право организации эфирного вещания (статья 1330 Гражданского кодекса). В частности, оговорить, можно ли и на каких условиям сотрудникам размещать объекты интеллектуальной собственности в своих блогах, либо делать некоторые более сложные вещи, например, рестримить свой эфир в личных соцсетях либо стримиговые платформы). Например, требовать предварительного согласования таких публикаций (чтобы был виден контекст использования), требовать, чтобы при публикации были ссылки на сайт радиостанции, оговорить право радиостанции в любой момент потребовать удаления соответствующих материалов с сайта.
Также с точки зрения корпоративного интереса желательно интегрировать все активности нового сотрудника по взаимоотношению с аудиторией в корпоративные процессы – т.е. вести блог на своём сайте, или завести корпоративный аккаунт в соцсетях – для того, чтобы его оформление, и фактический контроль не оставлял никаких сомнений о его принадлежности именно радиостанции, а не конкретному сотруднику. Данное условие может быть нецелесообразным, например, если на работу принимается сам по себе известный человек (то есть СМИ расширяет аудиторию за счёт аудитории его соцсетей), однако, в случае, если специалист «взращивается с нуля», это может быть выход.
Стоит разработать свод этических правил, взяв за основу, например, кодекс этики журналиста. Вообще, корпоративные этические кодексы в настоящее время не редкость ни в российской, ни в мировой практике, и подобные документы имеет большое количество компаний. Для действующего СМИ этот документ крайне полезен, поскольку, кроме решения практических задач по защите от «звёздной болезни» сотрудника, позволяет урегулировать достаточно большое количество «щекотливых» ситуаций. Например, можно урегулировать особенности высказывания на значимые темы, особенности работы с гостями и слушателями и т.д. Это поможет в том числе в случаях, когда сотрудник сморозил какую-то глупость в публичном пространстве, и в целом его надо подвергнуть дисциплинарной ответственности, и продемонстрировать какое-то дистанцирование от его поступка, особенно если такой поступок чреват административной или уголовной ответственностью. Кроме того, это полезно на случай явного саботажа – где-то должно быть написано, что сотруднику запрещено действовать во вред работодателю или в интересах конкурента, по крайней мере, пока он не уволился. Ну а в отношении профилактики «звёздной болезни» в него необходимо включить условие о необходимости следовать редакционной политике, запрете публично критиковать редакцию, запрете выносить на публику редакционные споры, запрете участия в конкурирующих медийных проектах (в том числе собственных). Да, этот «запрет» не сродни законодательному запрету, но его нарушение даёт возможность привлечь работника к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения, к тому же статья 351 Трудового кодекса даёт основания для включения в трудовой договор с творческими сотрудниками СМИ соответствующих условий, а утверждённый Правительством РФ Перечень таких сотрудников включает, среди прочего, ведущих.
В качестве сильного хода (правда, требующего некоторых инвестиций) можно предложить также использование для эфира оригинального псевдонима. Да, радиостанция не может запретить ведущему уйти к конкуренту и работать у него под собственными именем, но она может сохранить за собой право на псевдоним и обосновать, почему на новом месте работы её сотрудник не может использовать «раскрученный» другой радиостанцией бренд. Единственная сложность – далеко не всегда псевдоним является охраноспособным в качестве объекта авторского права (например, если представляет собой комбинацию существующего имени, фамилии или прозвища), поэтому для того, чтобы «застолбить» бренд, можно порекомендовать регистрацию псевдонима радиостанцией как товарного знака – тогда запрет его использования у конкурента будет практически абсолютным. Это достаточно распространённый приём в шоу-бизнесе – существует большое количество поп-групп, в которых многократно меняются солисты, но общее название коллектива не меняется.
…и как это работает?
Важно осознавать, что, как и большинство других юридических технологий, указанные технологии не работают «исключительно на бумаге», и имеют смысл только в случае, когда установленные регламенты соблюдаются.
Никакие меры не будут работать как «машина времени», то есть не перенесут внимание аудитории с сотрудника на компанию, не сделают блог доступным, не заставят больного «звёздной болезнью» вернуться от конкурента, и не обратят нерадивого ведущего в рабство.
Условия работы с журналистом – это компромисс, баланс, оформляемый договором и принятыми на его основе документами. Основная идея данной статьи: условия компромисса выгоднее обсуждать в начале сотрудничества, так как «звездная болезнь» делает человека малодоговороспособным. Чтобы она не развивалась – нельзя создавать ситуаций, при которых сотруднику (ошибочно) кажется, что успех обусловлен исключительно его личными качествами, а работодатель не имеет к этому отношения, и паразитирует на таланте сотрудника. С другой стороны, законодательство (совершенно правильно) даёт журналисту-работнику ряд гарантий, поэтому, определяя условия компромисса, важно не пересечь черту, после которой даже самые выгодные условия будут недействительными и никакого эффекта, кроме эффекта «страшилки» не возымеют.
Таким образом, юридическое оформление – это не «золотой молоток», решающий все проблемы, это инструмент, который позволяет сделать законными фактические отношения, которые имеются в компании. Если сотрудник использует свои эфиры в своём блоге, то мало подписать с ним бумаги – нужно следить, чтобы он этого не делал, или делал, но исключительно в том порядке, о котором договорились. Если спустя 5 лет выяснится, что он использовал свой ресурс СМИ для личного продвижения – остановить этот процесс будет можно, но обратить эффект – уже нет.
Андрей Кашин, медиаюрист
Андрей Кашин — независимый медиаюрист. Занимается вопросами правового регулирования вопросов рекламы, авторских и смежных прав, лицензирования, налогообложения, защиты чести и достоинства, деловой репутации региональных и московских СМИ. Опыт работы свыше 10 лет. Понимает правовые и финансовые механизмы жизни медиакомпании.